Последние дни ядерной науки Узбекистана

бекзод

В последнее время у нас в стране невиданными темпами наметились преобразования во многих отраслях жизнедеятельности. Не избежала этого и сфера образования и науки.

Как утверждает народная мудрость, при любых изменениях необходим выверенный подход, в том числе в выборе руководителей. Ибо первое правило, и не только в медицине, гласит – главное не навредить. Это особенно ясно понимают люди, по характеру своей профессии связанные с наукой, где важен именно системный подход.

Когда деятельность некоторых личностей вступает в противоречие с указанными постулатами, нужный результат может быть поставлен под сомнение. И примером этого – ситуация, складывающаяся вокруг Центра радиационной безопасности при МЧС.

До недавнего времени наш, давно сложившийся в Институте ядерной физики, коллектив опытных научных сотрудников, ритмично работал и был, не постыжусь этого заявления, одним из передовых научных коллективов в Центральной Азии.

Однако в последние годы работу нашего коллектива лихорадит. Все началось в мае 2016 года, когда Институт ядерной физики (ИЯФ) был ликвидирован. Часть его была преобразована в Центр радиационной безопасности и передана в структуру МЧС. Таким образом, был разрушен научный потенциал, так как вся научно-исследовательская деятельность практически была свернута.

Но, вроде бы, здравый смысл восторжествовал – в настоящее время вопрос о восстановлении Института ядерной физики в рамках Академии наук Узбекистана перешел в практическую плоскость. И именно сейчас очень важным является вопрос о компетентном и порядочном руководителе, который сможет не только восстановить прежний уровень, но и повести за собой коллектив ученых дальше. И горе, если на эту должность придет человек, который своими деловыми и человеческими качествами абсолютно не подходит на роль ответственного руководителя. А именно такого в эти дни людская молва пророчит нам в начальники.

Речь идет о Бехзоде Юлдашеве, нынешнем президенте Академии наук Узбекистана, ранее уже руководившем ИЯФ. Возглавляя в период с 1990 по 2006 годы наш институт, он, по общей оценке сотрудников, проявил себя безответственным и, что весьма важно, неинтеллигентным человеком, для которого развитие узбекской науки и технологическая модернизация страны – это, как говорится, вопрос десятый. Ему чужд патриотизм, так как во всем он ищет только материальную выгоду.

Фактически только после его ухода в 2006 году управление Институтом приобрело современный характер. Потянулась молодежь, начались новые разработки и изыскания.

Да и потенциал Юлдашева как научного работника был для компетентных людей весьма сомнительным. О его человеческих и моральных качествах могут рассказать некоторые женщины, работавшие в институте и академии, которые были вынуждены уйти из работы, не выдержав домогательств начальника.

Но, если бы дело ограничивалось только его моральными и профессиональными недостатками!

В 2006 году его отстранили от всех руководящих постов в Узбекистане. О причинах широким кругам, конечно, не сообщали, однако дело наверняка не только в его некомпетентности, но и в поддержке действий представителей радикальной группировки «Акрамиты» во время «андижанских событий». Уж слишком восторженно он отзывался о грузинской «революции роз», прославлял украинскую «оранжевую революцию». Дошло до того, что в своем кругу он допускал повторение подобных событий и в Узбекистане.

Очевидно, что тут сыграли его близкие знакомства с такими как Гога и Нигора Хидоятовы, а также с небезызвестным лидером давно забытой т.н. «Солнечной коалиции», которая пыталась устроить цветную революцию в Узбекистане, Санджаром Умаровым. И, видимо, небезосновательны были слухи о том, что именно через них Юлдашев передавал представителям американских и европейских организаций закрытую информацию о ведущихся в институте исследованиях.

Во всяком случае, эти предположения подтверждаются его поспешным (почти бегством) отъездом в 2006 году на Запад. Этот довод подтверждается и тем, что очень быстро его покровители пристроили в такое теплое местечко, как МАГАТЭ. Позже Юлдашев осуществлял трудовую деятельность в различных американских научно-исследовательских организациях (прямо связанных со спецслужбами США). Это, кстати, не мешало ему систематически посещать Узбекистан и просить о трудоустройстве в Институт ядерной физики на общественных началах. При этом, что самое удивительное, его просьбы всегда удовлетворялись и, начиная с 2010 года, он проработал почти во всех основных лабораториях. Видимо, у него все же оставался в Узбекистане кто-то весьма влиятельный, которому импонировала прозападная позиция Юлдашева. Как поговаривают в народе, вероятно, это вице-премьер Рустам Азимов, который, кстати, и подготовил почву для назначения Юлдашева на должность Президента Академии наук Узбекистана, а также прозападно ориентированный клан Гулямовых, один из представителей которых Кодир Гулямов в свою бытность развалил министерство обороны.

И вот такую личность, которая до сих пор не отказалась от «либеральных» взглядов и заражающую своими идеями умы ученых мужей Академии наук, пророчат на должность директора воссоздаваемого Института. И он, еще не дождавшись официального назначения, уже чувствует себя полновластным хозяином.

Полностью взял под свой личный контроль работу Центра радиационной безопасности, хотя официально ведомство пока находится в подчинении МЧС и не имеет отношения к АН. Вмешивается в деятельность Центра, расставляет на ключевые участки своих людей. Требует для ознакомления всю документацию, в том числе о закрытых разработках – для чего? При этом общается с сотрудниками в характерной для него грубой и беспардонной манере, заявляя, что «наступило его время».

В итоге, о какой нормальной деятельности, тем более научной, может идти речь, когда сотрудников лихорадит от предстоящих изменений и нововведений будущего начальника.

Но и это не главное. Люди в случае самого неблагоприятного развития ситуации уйдут. К слову, ряд перспективных молодых сотрудников уже намериваются подать заявления, не желая работать под руководством Юлдашева.

Ведь речь идет о развитии всего научного потенциала Узбекистана,
в том числе ядерных исследований и безопасном функционировании атомного реактора, деятельность которого должны обеспечивать  компетентные руководители и ученые?

 Научное сообщество Узбекистана

abidal@inbox.uz