Из почтового ящика: «Поддержка «правозащиты» или криминала?»

Путь в «правозащиту» выходцев из Узбекистана у каждого различен. Кто-то приходит в эту деятельность из провластной журналистики, кто-то – из удобного кресла, коррумпированного чиновника, а еще некоторые – из успешного, но зачастую не самого легального бизнеса. Пути разные, но итог всегда один: все бывшие ранее с рыльцами в пушку в одночасье становятся примерами редкой честности, справедливости и добродетели. При этом, эти «правозащитники» убеждены, что за эти внезапно обретенные их «качества» международные доноры должны им платить в твердой конвертируемой валюте.
Гранты – ворам?
Один из классических примеров такого интересного типа «правозащитников» – Надежда Атаева. Сейчас все знают ее как основателя и руководителя ассоциации «Права человека в Центральной Азии», базирующейся во Франции. Думаю, объяснять, что защита прав человека в Центральной Азии заинтересовала ее только после эмиграции из Узбекистана, уже необязательно. Но при этом, ее прошлое не становится менее интересным.
Жизненный путь Надежды Атаевой до сентября 1991 года было ничем не примечательным. Она проучилась пару лет на журфаке ТашГУ, откуда ее отчислили. Пробовала себя в журналистике, проработала в нескольких редакциях, сделал «головокружительную карьеру» от сотрудника радиостанции тракторного завода до корреспондента газеты «Импульс». Здесь она проработала ровно две недели, пока не настала независимость Узбекистана, а вместе с этим и экономическая свобода.
В сентябре 91-го корреспондент малоизвестной газетенки вдруг стала коммерческим директором инновационной фирмы «NZI». Как? А потому что эта компания была создана отцом Надежды – Алимом Атаевым, являющимся генеральным директором государственной акционерной корпорации «Уздонмахсулот» («Узхлебпродукт»). А специализировалась она на производстве мешков для муки и являлась монополистом в этом сегменте рынка Узбекистана. Вот такое интересное совпадение.
Это интересное совпадение к 2000 году принесло Надежде Атаевой многомиллионные незаконные доходы, что подпало под статью УК и привлекло интерес органов внутренних дел, а затем стало достоянием общественности.
По этой причине Надежда Атаева поняла, что ее призвание – защищать права и свободы человека, быстренько собрала чемоданы и отправилась во Францию.
Веселая семейка
Сейчас во Франции проживают и другие члены семьи Атаевых. Сегодня они тоже «жертвы режима» и «правозащитники», а более 15 лет назад наряду с другими коррупционерами этой поистине хлебной отрасли были единой криминальной семьей. Почти как в фильмах про итальянскую мафию. Дон – вышеупомянутый Алим Атаев, который будучи членом правительства и руководителем крупной государственной корпорации, собрал вокруг этой «кормушки» помимо дочери Надежды сына Кахрамона и родного брата Сапарбоя. В общей сложности семейка коррупционеров заграбастала более 730 млн сумов и 13,5 млн долларов.
Перед судом предстали пятеро членов преступной группы, среди которых только один член семьи Атаевых – Сапарбой. Он получил 9 лет лишения свободы. Любящий отец Алим сумел вывезти с собой из страны обоих своих детей. Не только вывез, но и финансово обеспечил – прямо эталон отеческой любви. Правда, за счет государства, но кого это сейчас волнует. Правительство Франции и международные организации вроде Фонда «Сороса» и «Human Rights Watch» уж точно не переживают по поводу коррупционно-уголовному прошлому новоявленных «правозащитников».
Последние, к примеру, не раз щедро финансируют ассоциацию Атаевой, деятельность которой заключается по сути лишь в публикации различных материалов о внешней и внутренней политике Узбекистана. «Воровское» прошлое Атаевых волнует разве только правоохранительные органы Узбекистана и Интерпол, которые вот уже столько лет пытаются добиться их экстрадиции и предстания перед судом Узбекистана.
Ну, это ладно, это все частности. Воистину важно сегодня «правозащитная» деятельность Атаевой. В чем вообще должна заключаться эта деятельность? В защите прав человека. Тогда вопрос: конкретно кого защитила ассоциация «Права человека в Центральной Азии»? Где этот пресловутый Иванов, Петров или Сидоров, которого смелая и самоотверженная «правозащитница» Надежда Атаева вытащила из тюрьмы, вывезла из страны, обеспечила статусом «беженца» или хотя бы накормила? А нету такого человека в природе.
А в реальности Надежда Атаева занимается очковтирательством. У нее есть блог (даже не сайт!), в котором она периодически публикует различные доклады и статьи.
По ее словам, в Узбекистане у ассоциации есть свои активисты, которые помогают ей в сборе информации. Действительно, таковые имеются, которым Надежда несколько раз финансировала поездки на различные зарубежные мероприятия. Так вот, после поездки Надежда заставляла своих информаторов подписать пустые листы бумаги для подписи, мол, «текст расписки о получении денег я напишу сама, а средства эти получишь ты потом».
Но денег потом почему-то не высылала. Видимо, криминальное прошлое до сих пор держит Атаеву своими цепкими липкими руками и не отпускает.
А доноры все платят
Причины щедрости международных донорских организаций в отношении Атаевой не совсем понятны. Можно предположить, что они действительно считают ее деятельность эффективной, оправданной и разумной, а ее саму – жертвой «кровавого режима». Но ведь любой спонсор после финансирования какого-либо проекта должен требовать какую-то отчетность, и, конечно же, реальный результат. Однако результаты заключаются лишь в вышеупомянутых отчетах да пресс-релизах, то есть – практически ничего. Из этого напрашивается другое предположение – Надежда Атаева выдает именно те «результаты», которые нужны этим организациям. Мол, на тебе денег, через энное количество времени нам нужен отчет вот такого содержания. Но ведь организации-то в общем авторитетные? Ведь несколько других «правозащитников», в частности, Мутабар Таджибаева и Малохат Эшанкулова, журналистка Галима Бухарбаева и другие проводили собственные расследования, пролив свет на непрофильную деятельность и криминальное прошлое Атаевой. Но и эти сигналы оставались без никаких последствий. Что же тут никак? Неужели они столь необъективны, неосмотрительны, и, учитывая криминальный бэкграунд Атаевой, до такой степени небрезгливы? Вопрос на засыпку, ответ на который вы можете узнать, следя за следующими нашими публикациями. Оставайтесь с нами.
Анвар Бабаев,
журналист